Психологические зависимости: ответы нарколога
У каждого свои слабости и легкие зависимости. К примеру, мой день не начнется с улыбки без горячего свежезаваренного кофе. Не ахти какая зависимость, но любимый напиток лучше выпивать вовремя. О патологических зависимостях расскажет врач психотерапевт, нарколог с 24-летним стажем Лалетина Ольга Александровна
Лалетина О. А.
Распространенные зависимости нашего времени
В основном, обращаются с зависимостями химическими, к которым относятся:
- табакокурение;
- алкоголизм;
- наркомания;
- токсикомания и прочее.
Т.е. употребление всевозможных химических веществ с целью получения состояния изменённого сознания. На втором плане игровые зависимости.
На данный момент наиболее распространенные - алкоголизм и употребление современных синтетических наркотиков, типа «Скорость», так называемые в народе «Спиды», он же «Снежок», «Соли» и «Кристаллы", мефедрон, альфа РVР.
Ново-модный экзотический наркотик
«Скорость» - это даже не экзотический наркотик, а очередной виток спирали в производстве наркотических веществ, потому что каждый последующий наркотик все более, скажем так, агрессивный, химический. Если изначально были растительные вещества: марихуана, маковая соломка, то сейчас народ все больше тяготеет ко всевозможным химическим веществам, которые создают такое состояние измененного сознания, которое уже никакое растительное вещество не создаст.
Сахар – та же зависимость?
Любые вещества, которые меняют состояние нашей психики, они так или иначе обладают психотропным действием. Мы не можем отности сахар к психо-активным веществам, но тем не менее уровень концентрации сахара в крови меняет наше настроение, состояние. Например, некоторые перебирают по шоколаду, так как с одной стороны – это сахар, с другой – это теобромин. Там содержится такой алкалоид, который определяет наше настроение, психическое состояние.
Несколько способов вылечить зависимость
Во-первых, нужно выяснить причину зависимости. И при работе с пациентом в данном случае – это работа с психотерапией. Т.е. первое – это осознание клиентом корней. Откуда все идет. Надо понимать, любая зависимость – это извращённо-компенсаторная реакция нашей психики на внешние факторы, разрушающие нашу психику, а наша психика пытается приспособиться к каким-то фрустрирующим окружающим реалиям ее жизни с помощью веществ, которые позволяют нашей психике существовать в параллельном мире. Зависимый живет в параллельном мире и его по большому счету ничего не напрягает и ничего не раздражает, потому что «У меня есть моя любимая таблетка, кристаллы и прочее».
Прежде всего, когда мы говорим о химической зависимости, то подразумевается детокс. Мы должны очистить организм от всех веществ, которые наш клиент употребляет. Соответственно, мы должны нормализовать его сон, аппетит, потому что чаще всего при отмене этих веществ или длительном и достаточно сильном употреблении мы имеем проблемы со здоровьем. У нас есть проблемы с сердцем, с печенью, со сном. У нас поведенческие расстройства, когда человек становится раздражительным, когда у него аффективные эмоциональные всплески, когда он в принципе трудно контактирует с себе подобными и становится социально дезадаптированным. Наша задача помочь ему сначала пережить отмену вещества, которое он длительное время употреблял, и в дальнейшем нормализовать психическое состояние. Сначала с помощью корректоров поведения настроения, как-то психотропных препаратов, так и с помощью когнитивной поведенческой психотерапии. Если нужно, подключаем эмоционально-стрессовую терапию.
Зависимости: причины их возникновения
Все институты, которые существуют, они так или иначе формируют зависимость. Первый институт – семья. Мы начинам перебирать галерею предков и понимаем, что проблема зависимостей в данной семье не случайна. Возможно, где-то там дедушка, папа, мама или кто-то был зависимым или имел к этому предрасположенность. Либо это у нас деструктивная семья, дисгармоничная, потому что кто-то там употребляет или кто-то психически не совсем стабилен. К примеру, есть деспотичные семьи, когда любое проявление свободомыслия подавляется. Человек уходит в какую-то зависимость, не обязательно в химическую, таким образом бежит от деспотического гнета своей семьи, которая его давит.
Школа еще один институт, который способствует формированию зависимости. Сейчас модно отдавать детей в супернавороченные школы. Да, все прекрасно, уровень образования, педагоги, но мы не понимаем, что наши дети не готовы к таким нагрузкам, потому что как раз мы их не учим терпению. А благодаря тому, что наши дети постоянно нагружены выполнением каких-то заданий по школе, дополнительно — это драмкружок, кружок по фото, куча всевозможных секций развивающих. У ребенка просто не остается времени на то, чтобы строить нормальные отношения. Ребенок не способен тащить все проблемы, нагрузки, которые амбициозные родители на него повесили, потому что они хотят, чтобы он был гениальным. Надо же ребенком заниматься, развивать, но нужно понимать, что необходим баланс режима труда и отдыха.
Борьба с зависимостями самостоятельно
При осознании, что проблема есть можно с ней бороться. Важно прежде всего осознать на нужном этапе. Что такое аддиктивное поведение? Аддикция – это зависимость. Первый этап – период проб, когда человек только пробует что-то новое для него. Затем у него формируется уже аддиктивный ритм, то есть идет формирование зависимости, привычка к тому, что надо, грубо говоря, накатить. «Во, пятница, день банкира там, шофера, нужно пойти и обмыть конец трудового дня. Я пятницу люблю» – и все прочее. Это уже формирование аддиктивного ритма. Когда у нас любой офисный работник ждет пятницы, когда он там пойдет в бар, что-нибудь выпьет или употребит, он уже в аддиктивном ритме.
Как избавиться от зависимости за 3 месяца?
Как говорит Марк Твен: «Нет ничего проще, чем бросить курить». Можно 125 раз бросать курить, но так и не бросить. Мы бросили, но в дальнейшем важно сформировать другое поведение. Допустим, почему есть такой момент, как реабилитация. У нас две формы, как справляться с зависимостью. Первая – профилактика, которую мы можем делать на этапе, допустим, школы, семьи, института, государственных информативных программ, СМИ, интернета. Информативные блоки, которые даются человеку, подростку, ребенку для того, чтобы он знал, чем это чревато. Это первый момент. Мы беседуем с семьями, психологи в школе оценивают ребенка – есть ли у него девиантное поведение, т.е. отклоняющееся от нормы. Мы уже говорим о том, что этот ребенок вызывает потенциальную возможность быть зависимым. Уже на этом этапе можем поработать с ним, с родителями, отправить его в какую-нибудь спортивную секцию, где он мог бы налаживать коммуникативные навыки, социализироваться.
Второй этап – реабилитация. Это восстановление. Для этого нужно выйти на когнитивно-поведенческую терапию, возможно, это 12-шаговая программа, которая активно используется в разных направлениях, начиная с анонимных алкоголиков. Под каждого конкретного человека нужен свой период реабилитации. Как минимум от 3 до 6 месяцев психологической реабилитации.
Миф о полезной стороне зависимости
Есть вторичная выгода, например, у родственников, окружающих. Он, например, человек финансово обеспеченный, и когда он входит в запой или употребление каких-то веществ, у него потом идет стадия компенсации. Когда старается всем компенсировать моральный и материальный ущерб, который нанес. Начинает покупать жене норковую шубу, бриллианты, абонемент в фитнес клуб и т.д. Но нужно понимать – нет никаких позитивных моментов зависимости. Мы понимаем, что деревце выросло кривое, больное.
Помощь подбора и записи на прием бесплатно: https://docok.kz/vrachi/almaty/narkolog